Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Черкесов Андрей Михайлович

Черкесов Андрей Михайлович

22.10.1905 - 09.03.1943

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Черкесов Андрей Михайлович — инженер-мостовик, первый заместитель начальника отдела мостов и тоннелей Центрального управления пути Народного комиссариата путей сообщения СССР.

Родился в 22 октября 1905 года в селе Зайцево ныне Белёвского района Тульской области в крестьянской семье. Русский. В 14 лет остался без матери, два года беспризорничал. В начале 1920-х годов оказался в совхозе на станции Саблино под Петроградом. Здесь осел, начал трудовую деятельность, по путевке комсомола был направлен на учебу в рабфак. С 1924 года работал в товарной конторе железной дороги, затем на кожзаводе.

В 1930 году поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. В 1933 году, будучи на практике, работал в изыскательской партии Управления по постройке вторых путей Забайкальской железной дороги (город Чита). С мая по ноябрь 1934 года - прораб на строительстве моста через канал Москва-Волга на станции Химки. Во время учебы специализировался на мостостроении. В 1935 году защитил дипломную работу на тему «Проект виадука Байкало-Амурской магистрали».

В 1935-1937 годах — мостовой мастер, заместитель начальника 7-й дистанции пути Московско-Донецкой железной дороги (станция Ефремов). В 1937-1938 годах — старший инженер-диспетчер заместитель начальника технического отдела Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) СССР. В октябре 1938 года назначен начальником мостового отдела Центрального управления пути НКПС СССР.

21 июня убыл в служебную командировку в город Львов (Украинская ССР). В первые дни войны сумел эвакуироваться на восток. В октябре 1941 он уже был в Саратове, куда эвакуировался наркомат. В июне 1942 года назначен первым заместителем начальника мостов и тоннелей. Во время Великой Отечественной войны приложил все силы для обеспечения работы железнодорожного транспорта, восстановления разрушенных мостов, строительства новых. Был награжден медалью «За трудовую доблесть».

В декабре 1942 года, когда исход Сталинградской битвы был ясен, Государственный Комитет Обороны принял постановление о срочном восстановлении моста через Дон для ускорения переброски войск на запад. Ложкинский, или Чирский, мост через реку Дон около города Калач-на-Дону (Сталинградская область) на перегоне Ляпичев - Рычково, гитлеровцы, отступая, уничтожили полностью: 11 пролётов, общей длиной 725 метров. На возрождение стратегически важного моста было отведено 52 суток. Работами по возрождению Ложкинского моста постоянно интересовалась Ставка, контролировал лично нарком. Начальником производственного отдела на стройке №500 был назначен А. М. Черкесов.

Работы велись в сложных условиях, долгое время строительство было полностью отрезано от действующих линий, стояла суровая зима, часто налетала вражеская авиация. Когда восстановили практически весь мост, гитлеровцы снова разрушили его на большом протяжении. К 19 февраля было закончено восстановление пролётов с 6 по 10. На пролётах 2 и 3 шла сборка пролётных строений. Был достигнут высокий темп — 12 погонных метров с сутки!

6 марта 1943 года, во время испытания обкаточным паровозом восстановленного моста, был очередной налёт вражеской авиации. Крупная бомба попала и разрушила девятую опору. В воду рухнули два 55-метровых пролёта. От бомбёжки погибло 102 человека, в том числе начальник мостопоезда №29 А. А. Васильев. А. М. Черкесов был тяжело ранен и 9 марта скончался в госпитале.

Первоначально был похоронен на месте гибели, в Калачёвском районе Волгоградской области, на берегу современного Цимлянского водохранилища, рядом с братской красноармейской могилой. Братская могила строителей, погибших в 1943 году, была перенесена в центр хутора Логовский Калачёвского района Волгоградской области в 1949-1950 годах при возведении Цимлянской ГЭС и водохранилища. На обелиске, установленном в то же время, написано: «Здесь похоронены Герои Социалистического Труда А. А. Васильев и A.M. Черкесов».

Несмотря на большие разрушения и людские потери, мост через Дон был восстановлен в кратчайшие сроки, через 16 суток по нему уже пошли эшелоны на запад. Он стал первым крупным сооружением, восстановленным в Великую Отечественную войну.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Черкесову Андрею Михайловичу посмертно присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Награждён орденами Ленина (05.11.1943, посмертно), Красной Звезды (13.09.1943, посмертно), медалью «За трудовую доблесть» (24.11.1942).


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои стальных магистралей. Кн. 1. М. 2000

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Подводная археология   Т