Гуторов Михаил Иванович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 8254
Орден Ленина № 59143
Гуторов Михаил Иванович – командир авиаэскадрильи 98-го отдельного корректировочно-разведывательного авиационного полка (16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), гвардии капитан.
Родился 24 сентября 1919 года в селе Верхнее Гуторово Муравленской волости Курского уезда Курской губернии (ныне Курского района Курской области). Русский. В 1936 году окончил 7 классов школы в селе Полевая (ныне Курского района). С марта 1937 года жил в Москве. В 1937 году окончил школу ФЗУ, до 1939 года работал токарем на Московском станкостроительном заводе имени С.Орджоникидзе. В 1939 году окончил Пролетарский аэроклуб города Москвы.
В армии с декабря 1939 года. Поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, но вскоре был отчислен по состоянию здоровья. До июля 1941 года служил связистом и заместителем политрука роты в полку связи (в Московском военном округе). В августе-ноябре 1941 – лётчик-инструктор 4-й военной авиационной школы первоначального обучения лётчиков (город Чебоксары, Чувашия).
Участник Великой Отечественной войны: в ноябре 1941 – августе 1944 – командир звена и заместитель командира авиаэскадрильи 702-го (с февраля 1943 – 44-го гвардейского) ночного бомбардировочного авиационного полка. Воевал на Калининском (ноябрь 1941 – февраль 1942), Западном (июль-сентябрь 1942), Донском (сентябрь 1942 – февраль 1943), Центральном (февраль-октябрь 1943), Белорусском (октябрь 1943 – февраль 1944) и 1-м Белорусском (февраль-август 1944) фронтах. Участвовал в Московской битве, Ржевско-Вяземской и Ржевско-Сычёвской операциях, Сталинградской и Курской битвах, Черниговско-Припятской, Гомельско-Речицкой, Рогачёвско-Жлобинской, Бобруйской и Люблин-Брестской операциях.
В ночь на 12 февраля 1942 года его самолёт У-2 (По-2) был подбит зенитной артиллерией противника и загорелся. Несмотря на пожар двигателя, сумел дотянуть до своей территории, где совершил вынужденную посадку. При этом был легко контужен и получил ожоги лица. В ночь на 2 августа 1942 года его самолёт был сбит и совершил вынужденную посадку в тылу врага. Сняв пулемёт с самолёта, вместе с штурманом через сутки перешёл линию фронта. 12 июня 1943 года был ранен в левую ногу, 25 августа 1944 года – ранен в голову.
В сентябре-октябре 1944 года прошёл переучивание на истребители в 11-м учебно-тренировочном авиационном полку 16-й воздушной армии.
В октябре 1944 – мае 1945 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи 98-го отдельного корректировочно-разведывательного авиационного полка (1-й Белорусский фронт). Участвовал в Варшавско-Познанской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях.
Всего за время войны совершил 638 боевых вылетов (616 – на бомбардировщике По-2 и 22 – на истребителе Як-9) на разведку и бомбардировку живой силы и техники противника, доставку грузов партизанам и прикрытие самолётов-корректировщиков.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года майору Гуторову Михаилу Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После войны до сентября 1945 года продолжал службу в ВВС командиром авиаэскадрильи отдельного корректировочно-разведывательного авиаполка (в Группе советских войск в Германии). В августе-декабре 1945 – командир 422-й авиационной эскадрильи связи, в январе-мае 1946 – командир авиаэскадрильи ночного бомбардировочного авиаполка, в 1946-1947 – командир авиаэскадрильи отдельного смешанного авиаполка (в Группе советских войск в Германии). С июля 1947 года майор М.И.Гуторов – в запасе.
В 1947-1948 годах работал инструктором отдела кадров в Киевском районном комитете партии города Москвы. В 1950 году окончил Московскую партийную школу. В 1950-1951 – секретарь партийного бюро фабрики военных головных уборов «Красный воин» в Москве.
Вновь в армии с июля 1951 года. В декабре 1951 года окончил Курсы переподготовки командного состава при Высшей офицерской школе пропагандистов (город Смоленск). В 1952-1953 – старший научный сотрудник редакции журнала «Вестник Воздушного Флота».
С мая 1953 – дежурный офицер-штурман истребительного авиаполка, в январе 1954 – январе 1955 – старший офицер-наводчик выносного пункта наведения 16-й гвардейской истребительной авиационной дивизии (в Северном военном округе, город Петрозаводск, Карелия; с сентября 1953 – в Группе советских войск в Германии). С августа 1955 года майор М.И.Гуторов – в отставке.
Работал в парторганизации московского оборонного предприятия*.
Жил в Москве. Умер 12 мая 1997 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Награждён 2 орденами Ленина (19.08.1944; 15.05.1946), 2 орденами Красного Знамени (30.10.1942; 25.11.1942), орденом Александра Невского (30.04.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (24.07.1944; 11.03.1985), 2 медалями «За отвагу» (4.09.1942; 3.11.1942), медалью «За боевые заслуги» (30.04.1954) и другими медалями.
Примечание: Точное наименование предприятия и период работы на нём М.И.Гуторова не установлены.
Биографию подготовил:
Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Золотые Звёзды курян. Воронеж: Центрально-Чернозёмное изд.,1966
Личное дело
Московский некрополь Героев. Том 1. – Москва, 2011.
Https://таксимежгород.online https://таксимежгород.online такси казань межгород казань. таксимежгород.online |