Гончаров Андрей Александрович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 20872
Орден Ленина № 459808
Гончаров Андрей Александрович – художественный руководитель Московского академического театра имени Вл. Маяковского, народный артист СССР.
Родился 2 января 1918 года в селе Синицы Зарайского района Московской области. Всё детство провёл в Подмосковье, затем семья переехала в Москву. В 1941 году окончил ГИТИС (педагоги Н.М.Горчаков, А.М.Лобанов) и добровольцем ушёл на фронт. В 1942-1944 годах, после ранения, режиссёр 1-го Фронтового театра ВТО, где поставил: «Жди меня» по К.М.Симонову (1942), «Правда хорошо, а счастье лучше» А.Н.Островского и «Женитьба Белугина» А.Н.Островского и Н.Я.Соловьёва (1943), «Укрощение укротителя» Д.Флетчера (1944).
В 1944-1951 годах работал в Московском театре сатиры, выпустил спектакли «Женитьба Белугина» (1945), «Вас вызывает Таймыр» А.А.Галича и К.Ф.Исаева (1948) и «Женихи» А.И.Токаева (1951). В 1951 году перешёл в Московский театр имени М.Н.Ермоловой, где в последующие пять лет поставил «Благочестивую Марту» Т. де Молины (1950), «Ксению» А.А.Волкова (1952), «Европейскую хронику» А.Н.Арбузова (1953) и другие спектакли. Тогда же осуществил ряд постановок в Малом театре: «Опасный спутник» А.Д.Салынского (1954), «Когда горит сердце» В.П.Кина (1957), «Бег» М.А.Булгакова (1967).
С 1958 года главный режиссёр Московского драматического театра (на Спартаковской, затем на Малой Бронной). Среди заметных спектаклей, созданных с труппой этого театра: «Вид с моста» А.Миллера (1959), «Закон зимовки» Б.Л.Горбатова (1960), «Девятый вал» и «Аргонавты» (оба – 1962) Ю.Ф.Эдлиса, «Визит дамы» Ф.Дюрренматта (1966) и другие.
С 1967 года главный режиссёр Московского театра имени В.В.Маяковского (с 1987 – художественный руководитель), которому отдал тридцать три года жизни. Именно здесь Гончаров собрал труппу, состоящую из несхожих, порою полярных актёрских индивидуальностей. В разные годы в её состав входили: А.Б.Джигарханян, Е.П.Леонов, Н.Г.Гундарева, И.М.Костолевский, А.С.Лазарев, С.В.Немоляева, Е.П.Симонова, Т.В.Доронина, О.М.Яковлева, Н.Н.Волков, М.И.Филиппов, Э.Г.Виторган и другие актёры. При том, что три десятилетия именно творческий почерк Гончарова определял направление Театра Маяковского, здесь получали возможность ставить спектакли и другие режиссёры, среди которых: Е.Д.Табачников, В.М.Портнов, К.М.Гинкас, Б.А.Морозов, А.М.Вилькин, Г.Н.Яновская, С.Н.Арцибашев, Т.В.Ахрамкова, Л.Е.Хейфец и Е.А.Невежина.
В Театре Маяковского выкристаллизовались основные черты режиссёрского портрета Гончарова: широта репертуарных вкусов, тяга к публицистичности, приверженность жизнеутверждающему началу, неприятие какой бы то ни было зыбкости и недоговоренности (отсюда определенность и недвусмысленность финалов), использование резких световых и музыкальных эффектов, многоцветье красок, броскость ходов, обязательный элемент занимательности (нередок концертный принцип распределения ролей), «деловитость» режиссуры и прочность спектаклей.
31 августа 1977 года ему было присвоено звание «Народный артист СССР».
В Театре Маяковского Гончаровым были созданы спектакли: «Два товарища» по В.Н.Войновичу (1968), «Дети Ванюшина» С.А.Найдёнова (1969, 2000), «Конец книги шестой» Е.Брошкевича (1969), «Трамвай «Желание» Т.Уильямса (1970), мюзикл по мотивам «Дон Кихота» М.Сервантеса «Человек из Ламанчи» Д.Вассермана и Д.Дэриона на музыку М.Ли (1972), «Характеры» В.М.Шукшина (1973), «Банкрот, или свои люди сочтёмся» А.Н.Островского (1974), «Беседы с Сократом» Э.С.Радзинского (1975), «Да здравствует королева, виват!» Р.Болта (1977), «Бег» М.А.Булгакова (1978), «Леди Макбет Мценского уезда» по Н.С.Лескову (1979), «Жизнь Клима Самгина» по М.Горькому (1981), «Диалоги» А.М.Володина (1981), «Молва» А.Д.Салынского (1982), «Кухня» А.Уэскера (1984), «Театр времён Нерона и Сенеки» Э.С.Радзинского (1985), «Завтра была война» по Б.Л.Васильеву (1985), «Закат» по И.Э.Бабелю (1988), «Виктория?.. (Завещание лорда Нельсона)» Т.Рэттигана (1991), «Горбун» С.Мрожека (1991), «Жертва века» по пьесе А.Н.Островского «Последняя жертва» (1994), «Театральный романс» по пьесе А.Н.Толстого «Кукушкины слезы» (1995), «Как вам это полюбится» У.Шекспира (1997) и другие.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1987 года Гончарову Андрею Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В жизни Гончарова режиссура и педагогика всегда были неразделимы: с 1945 года, практически с самого начала режиссёрской деятельности, и до смерти он преподавал в стенах ГИТИСа (с 1966 – профессор). Возглавив здесь в 1981 году кафедру режиссуры, он привлек к преподаванию П.Н.Фоменко, А.А.Васильева и М.А.Захарова. По мнению Гончарова, режиссёр остаётся не в своих спектаклях, а в своих учениках. Среди гитисовских выпускников Гончарова – такие непохожие по почерку режиссёры, как П.Н.Фоменко, В.А.Андреев, Э.Някрошюс, Е.Яроцкий, А.С.Борисов, С.И.Яшин, А.Я.Говорухо, Ю.В.Иоффе и другие. Гончаров стал инициатором совместного обучения в ГИТИСе на одном курсе актёров и режиссёров, что практикуется и по сей день.
Многие годы Гончаров являлся секретарём Союза театральных деятелей, а также председателем Комиссии Правительства Москвы по премиям.
Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 7 сентября 2001 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Награждён орденами Ленина (31.12.1987), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (21.05.1979), Красной Звезды, российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (31.12.1997), медалями.
Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1984) и РФ (1999), Государственной премии РСФСР (1972) и РФ (1995) имени К.С.Станиславского, премии Москвы (1994).
Автор книг: «В поисках выразительности», «Режиссёрские тетради», «Мои театральные пристрастия».
Биографию подготовил: