Головня Анатолий Дмитриевич – кинооператор, профессор Всесоюзного государственного института кинематографии.
Родился 20 января (1 февраля) 1900 года в городе Симферополь (ныне – столица Республики Крым). Украинец.
Рано остался без отца и воспитывался матерью и дядей, сельским учителем. Из Симферополя уехали очень быстро, родными местами стала Херсонщина. Дядя преподавал в немецкой колонии, в селе Шеенталь. Начал учиться в дядиной школе, где преподавание шло на русском и немецком языках. В 1910 году поступает в херсонскую Первую мужскую гимназию. Жил с мамой, которая работала машинисткой в земской управе. Платить за учёбу было нечем. К счастью, на способного мальчика обратили внимание родители его соученика. С пятого класса Анатолий получает нечто вроде стипендии, - он учился за счёт фонда для остро нуждающихся детей дворянского звания. В конце 1915 – начале 1916 года, не без влияния взрослых, в гимназии создали революционный кружок «Либерта», в котором Анатолий стал активным участником.
Закончив гимназию, поступает в Херсонский политехнический институт на агрономический факультет. В 1921 году институт преобразовали в Сельскохозяйственный техникум. Желая получить высшее образование, оставляет техникум и отправляется в Москву. Он намеревался поступить в Петровскую (ныне Тимирязевскую) сельскохозяйственную академию, на факультет механизации сельского хозяйства, но приём в академию уже был закончен. Случайно прочитав в «Известиях» о наборе на операторский факультет Государственного техникума кинематографии (ГТК) поступает в него. Окончил ГТК в 1926 году.
Работал в кино с 1925 года. С 1934 года – преподаватель Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК), заведующий кафедрой операторского мастерства, с 1939 года – профессор ВГИКа. В 1944 году вступил в ВКП(б)/КПСС.
Работал ассистентом оператора у А.А. Левицкого (фильм «Луч смерти», 1925 год). Творчество мастера развивалось в сотрудничестве с режиссёром В.И. Пудовкиным. В первых же своих работах он пытался освободиться от штампов старой операторской школы, в процессе работы осваивал новый монтажный метод съёмки с его динамичной сменой планов и ракурсов, позволяющей активно выявить авторское отношение к материалу и придать экранному изображению особую выразительность.
Съёмка фильма «Мать» (1926 год) выдвинула его в первые ряды мастеров советского операторского искусства. Во многом следуя традициям реалистической живописи, стремился найти такую форму кадра, чтобы все его элементы с максимальной выразительностью раскрывали содержание эпизода. Эта тенденция отчётливо проявилась в своеобразии ракурсных построений, определивших новизну зрительского восприятия. Несмотря на скупость красок (изображение построено на короткой тональной гамме и контрасте крупных световых пятен), оператор добивается большой выразительности, органично вплетая изобразительную линию фильма в драматическую ткань. Значительную роль в эмоциональной окраске картины играет пейзаж. Усиливая настроение и идейное содержание эпизодов, пейзажи мастера в то же время придают фильму в целом русский национальный колорит. В дальнейшем широко использовал смелые экспрессивные повороты кинокамеры, приёмы оптической деформации, стремился к максимальной динамичности композиции кадра. Жизненная правда – основа творчества оператора.
Среди его операторских работ такие фильмы, как «Конец Санкт-Петербурга» (1927 год), «Потомок Чингисхана» (1928 год), «Живой труп» (1929 год), «Минин и Пожарский» (1939 год), «Суворов (1940 год), «Неуловимый Ян» (1942 год), «Адмирал Нахимов» (1946 год) «Жуковский» (1950 год). Соавтором многих операторских работы была его жена – Т.Г. Лобова.
Когда в 1953 году В.И. Пудовкина не стало, принял решение ни с кем больше не снимать кино, и целиком ушел в научно-педагогическую деятельность. В 1972 году был удостоен почётной премии Венецианского кинофестиваля за совокупность творчества. Автор книг: «Свет в искусстве оператора» (1945), «Фотокомпозиция» (1962, совместно с Л.П. Дыко), «Мастерство кинооператора» (1965), «Экран – моя палитра», по которым до сих пор учатся студенты операторского факультета ВГИКа.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1980 года за большие заслуги в развитии советского киноискусства и в связи с восьмидесятилетием со дня рождения Головне Анатолию Дмитриевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Жил в Москве. Умер 25 июня 1982 года. Похоронен в Москве на Донском кладбище.
Лауреат Сталинской премии 1-й степени (1947) – за фильм «Адмирал Нахимов» (1946) и 2-й степени (1951) – за фильм «Жуковский» (1950).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).
Доктор искусствоведения (1966).
Награждён 2 орденами Ленина (04.11.1967, 08.02.1980), орденом Октябрьской Революции (22.06.1971), 2 орденами Трудового Красного Знамени (23.05.1940, 06.03.1950), орденом «Знак Почета» (15.09.1961), медалями.
В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.
Сочинения:
1. Свет в искусстве оператора. — 1945.
2. Фотокомпозиция. — 1962. (с Л. П. Дыко)
3. Мастерство кинооператора. — 1965.
4. Композиция фотокадра. — М., 1938.
5. Съёмка цветного кинофильма. — М., 1952.
6. Композиция кинокадра. — М., 1965.
7. Экспонометрия съёмки. — М., 1966.
8. Экран — моя палитра. — М., 1971.
9. Киноосвещение. — М., 1973.
10. Операторское мастерство. — М., 1976.
11. Творчество оператора фильма. — М., 1978.