Герой Советского Союза
ВВС: Вертолётчики
Шагалеев Фарит Султанович

Шагалеев Фарит Султанович

08.02.1947 - 10.06.2014

Герой Советского Союза

Даты указов

08.04.1982

Медаль № 11471

Орден Ленина № 395011

Шагалеев Фарит Султанович – командир 23-й отдельной авиационной вертолётной эскадрильи Пограничных войск Комитета государственной безопасности СССР, подполковник.

Родился 8 февраля 1947 года в городе Барнаул Алтайского края в семье рабочего. Татарин. Член КПСС в 1976-1991 годах.

В 1964 году окончил среднюю школу в городе Ташкент (Узбекистан). В 1964-1965 годах учился в аэроклубе ДОСААФ в Ташкенте (Узбекистан). Работал заправщиком самолётов в Уральском авиационном отряде. В 1967 году окончил Аткарский авиационный центр ДОСААФ с присвоением воинского звания «младший лейтенант запаса». Летал на вертолёте «Ми-1».

В сентябре 1970 года призван в Вооружённые силы СССР и направлен в Пограничные войска Комитета государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров (СМ) СССР (с 1978 года - КГБ СССР) на остров Сахалин. Летал на вертолёте «Ми-4», был штурманом – правым лётчиком, с 1971 года – командир вертолёта 14-й отдельной авиационной эскадрильи Тихоокеанского пограничного округа КГБ при СМ СССР. В 1973 году экстерном окончил Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков.

С 1974 года проходил службу в 15-м авиационном полку Тихоокеанского пограничного округа, командир звена, с 1978 года – заместитель командира эскадрильи по лётной подготовке. В начале 1979 года назначен заместителем командира по летной подготовке отдельной вертолетной эскадрильи Среднеазиатского пограничного округа КГБ СССР в городе Небит-Даг Туркменской ССР.

С декабря 1979 по апрель 1983 года находился в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане, где выполнял боевые задания по оказанию интернациональной помощи афганскому народу.

13 апреля 1981 года на базе 4-й отдельной вертолётной эскадрильи создана эскадрилья вертолётов Пограничных войск КГБ СССР под командованием подполковника Ф.С. Шагалеева.

При выполнении боевых вылетов проявлял исключительную храбрость, лётное мастерство и высочайший профессионализм. В марте 1981 года обнаружил в горах экипаж сбитого советского самолёта и эвакуировал его. В октябре 1981 года вывез окруженную душманами маневренную группу пограничных войск в составе 80 человек. Первым в СССР высаживал десанты на высоте свыше 3500 метров над уровнем моря, а затем стал выполнять это в ночное время.

За период участия в боевых действиях выполнил свыше 1200 боевых вылетов, имел 1600 часов боевого налёта на вертолётах «Ми-8» и «Ми-24».

Указом Президиума Верховного Совета от 8 апреля 1982 года за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан, подполковнику Шагалееву Фариту Султановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С 1983 года полковник Ф.С. Шагалеев служил инспектором-лётчиком, с 1988 года – начальником службы безопасности полётов в Главном управлении пограничных войск КГБ СССР в Москве. В 1987 году окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина. Ещё несколько раз бывал в командировках в Афганистане, обеспечивал воздушное прикрытие вывода советских войск в 1988-1989 годах.

В 1989-1992 годах – начальник авиации Камчатского (с декабря 1990 года - Северо-Восточного) пограничного округа КГБ СССР. В 1992-1994 годах – заместитель командующего войсками пограничного округа по авиации – начальник отдела Северо-Восточного пограничного округа Министерства безопасности Российской Федерации (1992-1993) – Федеральной пограничной службы Российской Федерации (с декабря 1993).

В 1994 году генерал-майор авиации Ф.С.Шагалеев назначен на должность командующего авиацией Группы Пограничных войск России в Республике Таджикистан. Три года возглавлял боевые действия вертолётчиков, защищавших таджико-афганскую границу. Общий налёт – свыше 6000 часов, также совершил свыше 400 прыжков с парашютом.

С 1997 года генерал-майор авиации Ф.С.Шагалеев – в запасе. Работал помощником Генерального директора ОАО «Камов», где курировал вопросы строительства лётно-испытательного комплекса имени Чкалова.

Жил в Москве. Умер 10 июня 2014 года. Похоронен на федеральном военном мемориальном кладбище «Пантеон защитников Отечества» в Мытищинском районе Московской области.

Генерал-майор авиации (1993). Награждён советскими орденами Ленина (08.04.1982), Октябрьской Революции (12.09.1980), российским орденом «За личное мужество» (30.12.1993), медалями. Военный лётчик-снайпер (1991). Лётчик 1-го класса.

Биография дополнена Антоном Бочаровым
(посёлок Кольцово Новосибирской области)


ГЕРОЙ - СЫН ГЕРОЯ

- Я хочу летать. Решение, имей в виду, окончательное.

Отец смотрел на сына без удивления. Во-первых, потому, что «окончательное решение» тот объявлял ему чуть ли не с тех пор, как научился выговаривать слово «самолёт». Во-вторых, что ж тут удивительного, если нравится парню отцовская профессия. Фариту Султановичу и самому она нравится. Поэтому как же он, Герой Советского Союза Фарит Шагалеев, всерьёз будет отговаривать сына от столь понятного ему самому выбора. И всё-таки медлил...

- Будет очень трудно, Ринат. И не день, не год — всю жизнь.

- А тебе разве легко?

Так и есть: крыть нечем. Легко ему, конечно, не было никогда. А порой приходилось так трудно, что он до сих пор удивляется, как сумел, как выдержал.

...Над глубоким горным ущельем душманы подбили советский вертолёт. Связь с экипажем прервалась. На помощь послали Шагалеева.

Эту игру в жмурки с узким, извилистым ущельем он никогда не забудет. О том, что могут подбить, даже не думал. Главный враг - холодные серые скалы, чуть ли не стучавшие в стёкла, цеплявшиеся за винт и колёса. Он увёртывался от этих проклятых скал, делая крены вопреки всем законам гравитации, и снова проваливался в пропасть, где - об этом он тоже старался не думать - вполне мог никого и не найти. И снова лавировал, снова взлетал и падал.

Но когда увидел подбитый вертолёт, все предыдущие мытарства показались детской игрой в пятнашки. Даже сердце защемило. О приземлении не могло быть и речи. Во всяком случае, единственный мизерный выступ скалы такой возможности не давал. Но и другой не было.

Фарит прилепился к выступу двумя колесами - передним и основным. Ну а третьей необходимой для посадки точкой стал мозг лётчика, оказавшийся способным на тончайший, поистине кибернетический расчёт. Все пятнадцать минут, пока по верёвочной лестнице поднимались на борт люди с пострадавшего вертолёта, Шагалеев ежесекундно делал расчётливые, выверенные до долей миллиметра движения ручкой управления. Он учитывал каждого человека, каждый груз, их перемещения на лестнице и внутри машины. Малейший толчок вправо - и лопасти винта разобьются о скалу, влево - вертолёт опрокинется, сорвется с точек опоры и рухнет в пропасть... «Кибернетика» не подвела. Рука не дрогнула. Машина оказалась достойной своего пилота.

Кто сказал, что на воздушных трассах не остаётся следов? Их просто не дано видеть непосвящённым. Отправься сейчас Фарит Шагалеев по своим следам в афганском небе, на воспоминания не хватило бы жизни.

И вот по тем же самым следам, сумев разглядеть их, отправился сын.

Сын Героя Советского Союза Шагалеева учится в Сызранском высшем военном авиационном училище лётчиков. Отец им доволен, чего, в общем-то, не скрывает. Не скрывает он и своей надежды на то, что тех трудностей, которые выпали на его долю, Ринату испытать уже не придётся.

Биографию подготовил: Уфаркин Николай Васильевич (1955-2011)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Пограничная служба России. Энциклопедия. Биографии. – Москва, 2008.